Как сделать обратный молоток своими руками

Обратный молоток – что это такое, как работает, для чего нужен, особенности разных видов

В отличие от стандартного инструмента обратный молоток предназначен для решения узкоспециализированных задач. Простые любители нередко о данном приспособлении знают лишь понаслышке. Изделие превосходно подходит для устранения вмятин, поэтому впервые многие автолюбители сталкиваются с ним при рихтовке кузова.

Что такое обратный молоток?

Назначение этого приспособления – создание вытягивающего усилия на поверхности с целью разравнивания деформированной плоскости или снятия запрессованной детали. Если стандартная кувалда состоит лишь с рукоятки и головки, то устройство данного инструмента сравнительно сложнее. С целью разобраться, что это такое обратный молоток, рассмотрим конструкцию самой простой и распространенной механической модели:

  • рукоятка;
  • подвижная гиря;
  • штырь;
  • держатель;
  • насадка;

Как работает обратный молоток?

Гиря здесь свободно перемещается по гладкому штырю от адаптера до жесткого упора на рукоятке. Изучив вкратце, как выглядит обратный молоток, что это за полезное приспособление, рассмотрим принцип его использования. Вытягивающее усилие создается резким движением гири в момент удара о корпус металлического упора. По сути, данным способом имитируется постукивание по металлу с противоположной стороны кузова. В разборных устройствах силу удара легче регулировать путем использования грузиков с разным весом.

Для чего нужен обратный молоток?

Изделие имеет сравнительно узкую специализацию и при использовании требует определенной сноровки, в противном случае можно легко небольшую вмятину превратить в солидный горб. В зависимости от разновидности насадок его можно применять для следующих работ:

В слесарных автомастерских этим инструментом рихтуют деформированный кузов. При наличии специальных зажимов удобно использовать обратный молоток для снятия подшипников, если затруднен доступ к обратной стороне обоймы. Можно применять обратный молоток для снятия ступицы. Для демонтажа шарниров и других запрессованных деталей. для чего нужен обратный молоток

Виды обратного молотка

Конструкция данного приспособления относительно проста. Для удобства в слесарном деле применяется несколько моделей. Пневматический обратный молоток может обладать разным весом гири и конструкцией насадки, с помощью которой стержень крепится к детали авто или обрабатываемой поверхности. Используются следующие способы фиксации держателя к металлу:

  • крюками;
  • зажимами;
  • клеем;
  • сваркой;
  • вакуумными присосками.

Вакуумный обратный молоток

Устройство данного типа разрешает произвести щадящий ремонт кузова без сверления или сварки металла. Резиновая насадка прикладывается к поврежденному кузову. На обратной стороне полого штыря имеется штуцер для присоединения к компрессорному устройству с целью создания вакуума. Это эффективный обратный молоток, съемник которого в виде мягкой груши практически не повреждает лакокрасочное покрытие во время рихтовки. Насадка сразу отпадает при выключении агрегата. При ощутимых преимуществах такой инструмент имеет несколько минусов:

Сравнительно высокая стоимость. В паре с обратным молотком нужно использовать компрессор. Длинный шланг вызывает некоторые неудобства в работе.

Обратный молоток с присоской

Помимо вакуумного держателя можно применять резиновые накладки разной величины, фиксация которых производится с помощью универсального клея. После застывания состава молоток обратный для кузовных работ прикручивается к насадке и осуществляется рихтовка. Для снятия резинку требуется прогреть феном. Остатки клеящего вещества удаляют с легкостью специальным растворителем, который не разъедает краску кузова. Минусы инструмента с клеевыми присосками – раствор плохо пристает в мороз, поэтому зимой ремонтные работы нужно производить в теплых боксах.

Плюсы у обратных молотков с клеевой присоской ощутимые:

Краску не повреждает. Не требуется компрессор. Недорогая стоимость.

Обратный молоток со сварочной фиксацией

В сложных случаях для крепления инструмента вначале приваривают гайку к кузову. Затем инструмент с помощью крючка цепляется за нее и осуществляется вытяжка. При небольших дефектах до 10-ти см подходит сварочный обратный молоток под названием споттер. Его насадка напрямую деликатно приваривается к металлу. После вытягивания шов обламывается, и адаптер переставляется дальше с интервалом 5-8 мм.

Плюсы сварочного оборудования для рихтовки:

Крепкое соединение. Контактная сварка работает при любой температуре. При использовании споттера не образуется больших швов и отверстий.

Сварочный обратный молоток обладает следующими недостатками:

Всегда повреждается лакокрасочное покрытие. Электрический обратный молоток нужно применять в паре со сварочным аппаратом. Требуются навыки работы со сваркой.

Механический обратный молоток

В качестве насадок здесь применяются преимущественно крючки или зажимы. Прикрепить держатель можно к краю кузова или завести его в прорезь. Последующую рихтовку осуществляют по аналогии с другими моделями. Механический обратный молоток – это хорошее приспособление для снятия подшипников. Применяют его в паре со специальными зажимами, оснащенными тремя подвижными лапками, помогающими зафиксировать обойму сразу в нескольких точках.

Плюсы механического приспособления:

Подходит в качестве съемника. Недорогая стоимость. Универсальность. Простота в использовании. Не требуется дополнительное оборудование.

Насадки для обратного молотка

Конструкция держателя зависит от назначения и способа крепления к кузову, подшипнику, ступице или другой запрессованной детали механизма. Одна, пусть и самая удобная с виду насадка, не способна выручить слесаря, постоянно занимающегося рихтовкой и ремонтом. В небольшой мастерской желательно иметь универсальный инструмент с набором из нескольких удобных фиксаторов разного типа.

Примеры насадок для обратного молотка:

  1. Насадки-крючки для механического молотка.
  2. Комплект насадок для работы с холодным клеем.
  3. Захват-гребенка.
  4. Инструмент с набором пневматических присосок.
  5. Обратный молоток для подшипников с набором удобных насадок.

Как пользоваться обратным молотком?

Приведение в действие ударного механизма во всех моделях инструмента практически везде одинаковое. Все основные отличия заключаются в способе крепления держателя к поверхности. В одном случае используется точечная сварка, в другом – холодный клей или крючки. Зависит многое от конфигурации запрессованной детали или формы вмятины. Рассмотрим краткую инструкцию, как удалять дефекты с помощью обратного молотка:

Очистить и обезжирить металлическую поверхность. Зафиксировать адаптер на металле, используя подходящий способ в зависимости от модели инструмента (приклеить, приварить, применить вакуумную присоску). Накрутить штырь молотка на адаптер. Левой рукой удерживать приспособление за рукоятку, а правой рукой крепко захватить гирю. Резко передвинуть гирю от адаптера к верхнему упору. В момент удара гири об упор возникает вытягивающее воздействие на держатель. В самых сложных случаях приходится применять несколько насадок или чередовать механический обратный рихтовочный молоток с электрическим споттером.

Как сделать обратный молоток своими руками?

Благодаря простейшей конструкции можно производить сборку этого приспособления даже в гаражных условиях. В самом примитивном случае легко обойтись покупной шпилькой в качестве штыря, а вместо сплошной гири использовать набор шайб подходящего размера и веса. Предлагаем изучить удачный пример, как смастерить обратный молоток своими руками:

Нужно заготовить пару металлических прутов диаметром 12 и 16 мм. Из прута 12 мм отрезать заготовку длиной 50 см. Из прута 16 мм нарезать 5 заготовок длиной 15 см. Нужно выточить или купить несколько длинных гаек с резьбой 12 мм. Гайки будут служить адаптерами, их длины должно хватать для соединения крючков с осью обратного молотка. Для изготовления упоров требуются шайбы с отверстием 12 мм. Перед сварочными работами для изоляции и получения зазора предварительно обмотать будущую ось молотка скотчем. Груз сварить из нескольких отрезков прутка 16 мм, предварительно зафиксировав их вокруг тонкого прута 12 мм изолентой или скотчем. Со стороны держателя ограничителем перемещения груза служит закрученная гайка. На конце штыря требуется нарезать резьбу, длины которой хватит для установки гайки и адаптера. Отступив немного места для будущей ручки, с обратной стороны прута приварить второй упор. Из остатков прута сделать наконечники в виде крючков. С длинной стороны крючка нужно нарезать резьбу и накрутить длинные гайки. Ручку изготовить из отрезка резинового шланга. Для фиксации рукоятки на конце прута нужно приварить или накрутить гайку с шайбой. Статьи по теме:

Кирпич-лего – что это такое, как выглядит, из чего делают, где используется, плюсы и минусы Кирпич-лего – что это такое, из чего производится, где используется, его плюсы и минусы, особенности кладки – это важно знать тем, кто занимается строительством. Преимущество материала – в удобстве применения, что помогает сэкономить. Мастерок – что это такое, из чего состоит, для чего нужен, как выбрать и пользоваться? Мастерок – это удобный и практичный инструмент, активно используемый в строительстве уже много лет. Виды этого приспособления, встречающиеся на рынке, и их предназначение интересует всех, кто собирается делать ремонт в свой квартире.
Цементно-известковая штукатурка – состав, время высыхания, технические характеристики, плюсы и минусы Универсальная цементно-известковая штукатурка относится к категории самых востребованных строительных составов. С пластичным раствором легко работать, материал славится прекрасной адгезией и антибактериальными качествами. Фасадная шпатлевка – характеристики, виды, как сделать своими руками, особенности применения Фасадная шпатлевка — незаменимый элемент ремонтных работ. У нее есть множество разновидностей, каждая из которых обладает своими особенностями, преимуществами и недостатками. А самую простую смесь можно изготовить самостоятельно.

20 фото, по которым мы навсегда запомним пару Ким Кардашьян и Канье Уэста Китайцы не сдаются: 25 подделок, которые рассмешат всех до слёз Как нас обманывают производители: 25 «возмутительных» фото 10 пар знаменитых женщин, которые внезапно оказались одногодками

Ошибка на ошибке и ошибкой погоняет: 25 уморительных фото из жизни Как молоды мы были: 20 забавных фото российских звёзд из 90-х и 2000-х
8 привычек, которые есть у хронически несчастных людей Туалеты и все, что с ними связано: 20+ прикольных снимков на эту тематику Юмор по-нашему: 25 убойных объявлений и надписей с просторов Родины

Обратный молоток – это ручной инструмент, предназначенный для создания втягивающего усилия. Если обычный молоток используется для забивания или деформации поверхности от себя, то устройство с обратным действием тащит металл на себя. Подобное оборудование используется в кузовном ремонте, в частности при рихтовке, а также его применяют при необходимости стянуть подшипник, когда нет возможности ударить по нему с обратной стороны. Обратные молотки являются редкостью, поскольку предназначены для выполнения узкоспециализированных задач, которые обычному автолюбителю или слесарю не нужны. Инструмент можно встретить в автомобильных сервисных центрах, а также у тех водителей, которые сталкивались с самостоятельной рихтовкой кузова.

Как устроен и работает обратный молоток

Молоток обратного действия представляет собой металлический штырь длиной около 50 см. Его диаметр составляет 20 мм. На задней части инструмента находится рукоять. Непосредственно на сам штырь насажена свободно передвигаемая гиря, выполненная в виде толстостенной трубки, длина которой подогнана под размер ладони. Передний конец молотка фиксируется различными способами к поверхности, которую необходимо оттянуть. Для работы необходимо взяться правой рукой за гирю, а левой за ручку молотка. Чтобы создать вытягивающее усилие нужно резким движением отвести правую руку с гирей в рукоять. При этом создается удар, от которого штырь молотка отойдет в противоположную сторону, утащив за собой деформированную поверхность. Таким образом, создается практически такой же эффект, если бы удалось бить обычным молотком с обратной стороны вмятины.

Фиксация рабочего конца молотка к деформированному металлу осуществляется с помощью вакуумной присоски, приклеенной или приваренной насадки. Если нужно работать с краями кузова автомобиля, то применяются крюки и зажимы. Каждый вид крепления имеет свои преимущества и недостатки, поэтому может применяться только в отдельных случаях.

Описано классическое устройство простейшего молотка с обратным действием. Существуют более совершенные модели, которые оснащаются дополнительными приспособлениями, облегчающими работу. Чаще всего они имеют съемные насадки для фиксации к обрабатываемой поверхности, а также набор гирек разного веса. Благодаря этому можно подбирать комплектующие для обеспечения более эффективного выполнения работы. К примеру, если установленная гиря слишком тяжелая, а металл кузова тонкий, то вместо выправленной вмятины получится горб, который придется вдавливать обратно.

Как работать молотком

Стоит отметить, что обратный молоток относится к тому инструменту, с которым нужно работать очень аккуратно. Если перестараться и нанести слишком сильный удар, то при выравнивании вмятин могут образоваться прочие дефекты. Мастера кузовного ремонта не рекомендуют использовать молоток обратного действия на очень больших вмятинах, которые присутствуют на крыше автомобиля или багажника. Данные части являются сравнительно легкодоступными, поэтому вполне можно снять внутреннюю обшивку и оказать давление с обратной стороны, чтобы выдавить металл на прежнее место. В том же случае если вмятина образовалась на боковой части машины, а особенно на порогах, то использование молотка будет более чем оправданным.

Чтобы провести аккуратную рихтовку вмятины необходимо закрепить штырь инструмента в ее начале. Недопустимо сразу фиксироваться за центр дефекта, поскольку при оттягивании металл сомнется, и получатся острые углы. Зачастую при использовании молотка на вмятинах без острых перегибов можно выровнять поверхность настолько, что прежний дефект будет совершенно незаметным. При этом не понадобится шпаклевка и краска.

На существенных дефектах нужно работать медленно и плавно. Сначала оттягивается ободок вмятины, в результате чего ее диаметр и глубина будут постепенно уменьшаться. На завершающем этапе оттягивается центральная часть. В том случае если инструмент крепится к кузову с помощью сварки, после каждого вытягивания необходимо срезать фиксацию и зашлифовать шов. Недопустимо, чтобы на металле оставались остатки навара, поскольку он выступает в роли дополнительного ребра жесткости, что мешает работе в других точках фиксации. Использование обратного молотка является длительным процессом, который не терпит спешки.

Применяя обратный молоток с фиксацией электросваркой, после каждого приваривания нужно давать металлу остыть, поскольку разгоряченный участок тянется гораздо легче и не тащит за собой холодную часть вмятины. Также стоит учитывать, что недопустимо приступать к работе, если на обрабатываемой поверхности имеется грязь, сколы краски и прочие наслоения.

Виды молотков

Обратные молотки различаются между собой по способу фиксации к обрабатываемой поверхности. По этому критерию их разделяют на виды:
  • Вакуумные.
  • С клееными присосками.
  • Приварные.
  • Механические.
Вакуумный обратный молоток

Вакуумный обратный молоток является самым дорогим и при этом очень эффективным. Кончик этого инструмента напоминает обычный бытовой вантуз, используемый для прочистки засора канализационных труб. На конце молотка имеется резиновая тарелка, которая прикладывается к вмятине. Инструмент подсоединяется к компрессору, выкачивающему воздух между резиновой тарелкой и кузовом автомобиля. В результате этого присоска надежно фиксируется к металлу. После этого рука зажимающая гирю резко оттягивается и создается обратная тяга, вытягивающая вмятину.

Обычно в наборе к вакуумному молотку идет 3 резиновые накладки различного диаметра. Большая применяется для обработки широких вмятин, а самая мелкая для небольших дефектов. Такой молоток при подсоединении к компрессору создает довольно большую мощность фиксации. Тарелка прикладывается не только к абсолютно плоским поверхностям, но и пологим, что особенно важно для автомобилей с обтекаемым кузовом. Инструмент вакуумного типа довольно легкий и зачастую весит не более 1,5 кг. При этом единственным неудобством является шланг от компрессора.

Главная особенность обратного молотка на вакуумной присоске заключается в том, что он может проводить вытягивание вмятины без необходимости снятия слоя краски. Если автомобиль получил несущественный дефект, то его можно исправить с минимальными затратами без необходимости шпаклевания и нанесения лакового слоя.

Обратный молоток на клееной присоске

Встречаются также обратные молотки в комплекте с которыми идут резиновые накладки. Такие присоски клеятся к кузову автомобиля с помощью клея. После застывания в резьбу на накладке вкручивается штырь молотка. Далее осуществляется обычное выравнивание путем резкого движения гири. После того как участок выправлен, штырь молотка выкручивается, а приклеенная присоска прогревается монтажным феном. При нагревании клей становится вязкими и накладка легко снимается. После этого поверхность обрабатывается специальным растворителем, чтобы удалить остатки клея.

Недостаток данного инструмента заключается в том, что клей не схватывается при низких температурах. В связи с этим провести правку зимой без теплого бокса не удастся. Данный метод позволяет выравнивать вмятины даже без снятия краски. Присоски клеятся прямо поверх слоя лака, при этом не разъедают и не повреждают его. Формула клея отличается от состава красок, поэтому растворитель их не берет, что исключает риск размытия цвета при очистке поверхности от остатков скрепляющего вещества.

Обратный молоток со сварочной фиксацией

Самыми распространенными являются молотки с фиксацией с помощью сварочного аппарата. На кузов приваривается гайка, в которую и закручивается кончик молотка. После этого проводится вытягивание вмятины. Данный инструмент имеет ряд минусов. В первую очередь это связано с тем, что для его применения необходимо наличие сварочного аппарата. При работе нужно предварительно очистить поверхность для рихтовки. Снимается слой краски до чистого блестящего металла. После этого проводится точечное приваривание гайки и вытягивание. Далее с помощью болгарки гайка срезается и проводится зашлифовка рихтуемой поверхности. В конце фиксирующий элемент переваривается на другую точку, и действие повторяется.

Фактически после того как изъян исправлен нужно провести шпаклевку, грунтовку, покраску и лакирование, чтобы выправленная часть стала однородной с остальной поверхностью кузова. Подобный инструмент применяется в тех случаях, когда имеется существенный дефект. Поскольку фиксация осуществляется с помощью сварного шва, то применять такой обратный молоток можно даже на морозе, в отличие от приклеиваемых присосок.

Механический молоток

Механический обратный молоток представляет собой практически аналогичную конструкцию с приварными инструментами. Единственное отличие в том, что его насадки — это крючки и зажимы. Таким инструментом не удастся провести рихтовку центральной части вмятины, поскольку крюк можно зафиксировать только за края кузова. Мастера, имеющие в своем распоряжении только механический инструмент с крючками, могут прорезать отверстие в кузове и цепляться за них крючком. После выправления дефекта образованные прорези завариваются и шлифуются. Поскольку крюки можно скручивать, то вполне возможно подобрать обычную гайку и приварить ее к вмятине. Таким образом, механический молоток удастся использовать как приварной.

Основная функция механических молотков заключается в снятии подшипников. Обычно Их используют для ремонта ходовой части автомобиля, когда нет доступа к обратно части подшипника, чтобы сделать удар. Зачастую в наборе идут специальные зажимы, которые позволяют захватить обойму шарнира в 2-3 точках. Благодаря этому можно провести демонтаж не разрушая старый подшипник.

Похожие темы:

РубрикаИНСТРУМЕНТЫ

Один из незаменимых инструментов для рихтования авто – это обратный молоток для кузовного ремонта. Его предназначение – выправление небольших вмятин на стойках, порогах, арках, т. е. на участках, куда нет доступа изнутри кузова.

Об этом приспособлении и пойдет речь в данной статье. Сначала расскажем, как это устройство выглядит.

Что он собой представляет инструмент для рихтовки авто?

Мнение эксперта Илья Вячеславович Консультант сайта krasymavto.ru по кузовному ремонту По своей конструкции обратный молоток достаточно прост. Его основа – это металлический прут, диаметр которого 10-20 мм, а длина около 50 см. На стержень надета стальная втулка (гиря).

С одного конца прут имеет форму крюка, с другого – приваривается шайба с тем, чтобы гиря не слетала, а ударная сила приспособления передавалась бы стержню. Нередко в комплектации промышленных молотков имеется несколько разных по форме крючков, которые нужны для захвата приваренных к ремонтируемому участку скоб.

В продаже есть и обратные молотки, имеющие две-три втулки. Это дает возможность регулировать ударную силу при выравнивании вмятин.

Как обратным молотком пользоваться?

  1. Для начала нужно осмотреть ремонтируемый участок авто, чтобы подобрать крюк по форме вмятины и рассчитать степень приложения силы.
  2. После этого, тот участок кузовной поверхности, который необходимо отремонтировать, нужно очистить от краски и грунта до металла.
  3. Далее, к вмятине надо приварить специальные ремонтные шайбы (скобы).
  4. Затем за скобы зацепляется крючок инструмента.
  5. Потом легкими и аккуратными ударами необходимо начать вытягивать вмятину.
  6. Этот процесс нужно производить до тех пор, пока повреждение не будет исправлено.
  7. С тем, чтобы убрать вытянутые кромки и вмятины, необходимо приварить несколько скоб, а затем, просунув через их отверстия прут молотка, удалить дефект.
  8. После этого, выправленный участок можно грунтовать и заново покрывать подходящей под цвет кузова краской.

Важно! Из недостатков данного приспособления следует отметить то, что с вмятины приходится удалять краску, даже если она не была повреждена. Помимо этого, больших повреждений с его помощью не исправишь.

Обычные обратные молотки крайне не рекомендуется использовать для обширных вмятин при ремонте центральных участков капота и крыши, а также крышки багажника автомобиля. Итогом приваривания скоб может стать сильная деформация металла и его вытягивание. Вследствие этого деталь придется заменять полностью.

Мнение эксперта Илья Вячеславович Консультант сайта krasymavto.ru по кузовному ремонту Существует особая разновидность описываемого приспособления – обратный молоток вакуумного типа. Его отличительная особенность в том, что при его помощи возможно отремонтировать обширную площадь кузова автомашины. Помимо этого – перед работой с ним не надо снимать краску.

Как сделать своими руками?

  1. Чтобы сделать данное устройство своими руками, вам необходимы будут железный, а еще лучше стальной (нержавеющий) прут длиной 50 сантиметров и сечением 10-20 миллиметров, а также стальная втулка (гиря), крюк и рукоять из эбонита.
  2. Крючок-захват вы можете либо приобрести уже готовый либо сделать сами из стали, имеющей толщину 4 миллиметра.
  3. Чтобы изготовить вакуумную разновидность обратного молотка, вы можете использовать вместо захвата присоску от какого-либо инструмента, например, обычного вантуза.
  4. После того как соберете приспособление, тщательно обработайте все его элементы сначала напильником, а затем наждачной шкуркой с тем, чтобы удалить все зазубрины и заусенцы.
  5. После этого, опробуйте новый инструмент на какой-нибудь ненужной автомобильной детали.

Посмотрите наглядно видео инструкцию как сделать инструмент своими руками:

Normal false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 <![endif]—> <![endif]—> <![endif]—> Принцип работы; перед началом работ необходимо ознакомится с ремонтным участком кузова автомобиля, места подлежащие вытягиванию следует зачистить до металла и приварить ремонтные шайбы. Далее крючком обратного молотка цепляемся за шайбу и легкими ударами вытягиваем вмятину, повторяем эту операцию до полного удаления вмятины. Для удаления продолговатых вмятин и кромок приваривают, несколько шайб просунув, сквозь отверстия стержень из металла.

Важно: Ни в коем случае не применяйте обратный молоток для ремонта больших площадей кузова, это центральные части крыши, капота и крышки багажника, так как в результате приварки шайб можно сильно вытянуть металл, результат будет плачевный деталь на свалку. Так же встречаются обратные молотки с двумя, тремя гирями, что позволяет регулировать силу удара.

Молоток обратный своими руками

Для изготовления обратного молотка вам понадобится стальной или нержавеющий пруток диаметром 20 миллиметров и длинной 500 миллиметров, стальная гиря (втулка) эбонитовая рукоятка и крючок. Крючок можно изготовить самостоятельно из листового металла толщиной 4 мм. Следует отметить, что для изготовления вакуумного обратного молотка, вместо крючка придется приспособить, как это не смешно звучит присоску от вантуза.

Важно: Все детали обратного молотка должны быть обработаны напильником и удалены все заусенцы и зазубрены. Не забывайте обратный молоток это ручной инструмент, Сделайте его таким, чтобы его было приятно держать в руках

Вакуумный обратный молоток

Для ремонта кузова без покраски применяют вакуумные обратные молотки, так как они не нарушают наружную покраску кузова автомобиля. Кроме того их можно применять при ремонте больших площадей кузова. 

Демонстрационное видео о работе обратного молоткая

 

Обратный молоток представляет собой металлический штырь длиной 50 см. С одной стороны у него закреплена эбонитовая рукоятка, к которой примыкает небольшая стальная шайба. С другой – резьба для прикручивания крюков вытягивания. Молоток используется для выравнивания кузова авто.

image
кузовной ремонт

При проведении ремонтных работ требуется сварочный аппарат – споттер. В современных моделях сварочное устройство поставляется в комплекте с обратным молотком, что упрощает работу по выравниванию металлических поверхностей.

Виды инструмента

Различают несколько видов обратных молотков:

  • с пневматическим механизмом;
  • споттер;
  • с 2 и 3 гирями для лучшего регулирования силы удара;
  • вакуумный обратный молоток.

Для применения первых трех типов устройств поверхность автомобиля подвергается шлифовке под ноль, то есть полное удаление лакокрасочного покрытия. В последнем варианте молоток имеет наконечник не в виде крюка, а в форме присоски.

Вакуумный инструмент используется прямо на окрашенной поверхности, не нарушая целостности покрытия и не образуя дефектов. Присоска прикрепляется к металлическому листу, надежно захватывая неровную поверхность. Им очень удобно пользоваться в домашних условиях, не тратя времени и сил на подготовку авто к ремонту и его последующей покраске.

Принцип работы

Обратный молоток для кузовного ремонта служит полезным инструментом, удаляющим неровности в сложных местах автомобиля. К ним относятся: пороги, арки, стойки. Оборудование применяется только при мелких незначительных вмятинах, но при мощном нарушении геометрии кузова одним молотком не обойтись.

image
обратный молоток для кузовного ремонта

В таких случаях используют стапели. Ремонт с применением обратного молотка проходит следующим образом:

  1. Область для выравнивания нужно очистить и обезжирить.
  2. Затем при помощи шлифовальной машины удалить лакокрасочное покрытие.
  3. В очищенное место приварить ремонтные круглые шайбы. Для этих целей используется сварочный аппарат. Если со споттером в комплекте идет обратный молоток, то процесс облегчается лишь сменой насадки.
  4. На конец молотка нужно прикрутить металлический крюк, который всегда поставляется вместе с инструментом.
  5. Зацепив крюк за шайбу, нужно одной рукой крепко взяться за металлическую гирю, а другой – за рукоятку. Резкими движениями направлять гирю к рукоятке, тем самым выравнивая поверхность авто. Чем сильнее удары, тем быстрее устранится дефект.

Рихтовка кузова автомобиля

Обратный молоток для рихтовки выполняет восстановление деформированных поверхностей до первоначального вида. При сильных погрешностях кузова возникает внутреннее напряжение, которое в последствие образует сжатия и растяжения. Важную роль играет характер вмятины. Например, при образовании неровностей в центре кузова, во время вытягивания начнут образовываться новые дефекты.

«Во время рихтовки необходимо контролировать изменения вмятины. Чтобы не допустить образования новых сжатий, следует проводить рихтовку от краев к середине неровности, двигаясь по кругу».

Если рихтовка проведена правильно, напряжение из-за деформации устранится, а форма кузова примет первоначальный ровный вид. После выравнивания поверхности нужно провести процедуру прямой ковки.

Это означает, что те вмятины, которые молоток не выровнял из-за их мелких размеров, нужно так же разгладить. Для этого понадобится контропора и алюминиевый молоток.

Делаем своими руками

Для того чтобы сделать собственный инструмент, понадобятся чертежи обратного молотка.

image
обратный молоток без насадок в комплекте

В них указываются оптимальные параметры устройства, подробности соединения деталей и их количество. Как сделать обратный молоток своими руками, используя подручные средства? Для этого процесса понадобятся следующие элементы:

  • стальной прут толщиной 2 см (можно и тоньше, но срок его службы будет меньше), длиной 50 см;
  • рукоятка из каучука или эбонита (подойдет обыкновенная насадка);
  • нержавеющий стальной крюк толщиной 4-5 мм;
  • сварочный аппарат;
  • 2 стальные шайбы диаметром 2,5-3 см;
  • гиря длиной примерно 16-17 см, толщиной 6 см.

Время изготовления инструмента – 30-40 минут. Процесс несложный, поэтому не должно возникнуть вопросов, как сделать обратный молоток самостоятельно. Имея под рукой указанные предметы, нужно сделать следующее:

  1. Стальной прут очистить и обезжирить, при необходимости отшлифовать поверхность до идеально ровной.
  2. На один конец нужно закрепить крюк. Лучше всего сделать это при помощи сварочного аппарата, чтобы не тратить время на создание резьбы для закрутки отдельных насадок. После этого нужно продеть одну небольшую (2,5-3 см) шайбу и приварить ее возле основания крюка. Это нужно для того, чтобы гиря при работе не слетала к обрабатываемой поверхности.
  3. В гире необходимо проделать отверстие диаметром 2,1 см, чтобы деталь свободно передвигалась по пруту во время работы. Форма гири не должна иметь углы и выступы, иначе мастеру будет неудобно передвигать ее во время ремонта. Желательно приварить к обоим концам круглые стальные листы, чтобы ладонь не соскальзывала с гири.
  4. Со свободного конца штыря нужно вдеть гирю. Если ход тугой, увеличить диаметр еще на 0,5 см.
  5. Перед тем как надеть эбонитовую рукоятку, нужно зафиксировать еще одну шайбу, которая точно так же будет не допускать ход гири вплотную к рукоятке. После этого можно закреплять саму ручку молотка.

https://www.youtube.com/watch?v=ljViocNgK44

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий